История создания
«Покаяние»- картина, ставшая настоящей сенсацией. В 1984 году, когда казавшейся вечной тогда советской империей вовсю правила Коммунистическая партия, Абуладзе решился сделать картину о страшных годах сталинских репрессий.
Началу работы над лентой предшествовала трагическая история. Режиссер возвращался с одного из показов своего фильма «Древо желания», когда его автомобиль попал в страшную катастрофу. Водитель погиб на месте, ему оторвало голову. Абуладзе уцелел. Тогда-то он и подумал, что высшие силы не зря даровали ему жизнь.
Абуладзе вообще был верующим человеком. В его дневниках есть строки: «Нелюбовь вопит: «Господи, за что ты меня наказываешь?» А Любовь вопрошает: «Господи, за что ты меня милуешь?».
Сюжет для фильма родился из истории, которую поведали режиссеру. Дело происходило в Западной Грузии: кто-то выкопал из могилы покойника и прислонил тело к калитке дома. Случился громкий скандал. Однако результаты расследования повергали в еще больший шок. Оказалось, что покойный в свое время занимал должность прокурора. А выкопавший тело стал его жертвой — семья несчастного была фактически уничтожена. Отца арестовали и расстреляли, мать покончила жизнь самоубийством…
Абуладзе понравилась эта идея. Но он решил развить ее и рассказать с экрана правду о репрессиях 1937 года. В Грузии пережить их пришлось едва ли не каждому семейству. В Тбилиси на улице Николадзе есть дом, в котором в тридцатых годах жили руководители советской республики. С началом репрессий то на одной, то на другой квартире появлялись печати — жильцов арестовывали. Такой был своего рода грузинский вариант Дома на набережной.
Режиссер подготовил сценарную заявку и отнес ее первому секретарю ЦК Эдуарду Шеварднадзе. Рассказывает Нана Джанелидзе, соавтор сценария «Покаяния»: «Шеварднадзе долго думал и в конце концов ответил: «Давайте, делайте сценарий». Материал мы собирали больше двух лет. Фильм основан на рассказах и историях реальных людей, в нем нет ни одного выдуманного момента.
120 страниц текста вновь передали Эдуарду Шеварднадзе. И снова — томительное ожидание, которое затянулось на долгие шесть месяцев.
Но встреча с Шеварднадзе все-таки состоялась. Тот признался: прочитанное его взволновало. Текст сценария Эдуард Амбросиевич дал почитать и своей супруге, и та долго плакала. Нанули Шеварднадзе и ее сестра были из числа жертв репрессий.
«Шеварднадзе сказал, что фильм нужно снимать обязательно, но делать его как можно более обобщенным, избегая конкретики — продолжает Нана Джанелидзе.
31 января Тенгиз Абуладзе праздновал свой день рождения. На застолье съехались многочисленные друзья, коллеги-кинематографисты, артисты. Тогда, вспоминает Нана Джанелидзе, уже вовсю ходили слухи о его скором аресте. Так что визиты друзей казались знаком какой-то внутренней поддержки.
Праздник закончился, гости разошлись. А на следующий день рано утром позвонил Эдуард Шеварднадзе. Он поздравил Тенгиза и сказал, что надеется на то, что все будет хорошо и фильм у него получится хороший. Стало понятно: «Покаянию» дали «зеленый свет».
Работа закипела, снимали быстро. Без курьезов, как водится в кино, не обошлось. Группе приходилось всюду возить за собой «труп» Варлама Аравидзе — муляж, который по утрам, согласно сюжету, оказывается возле дома сына вождя. Кукла была пугающе похожа на человека. «Варлам» кочевал от одного члена съемочной группы к другому. Соответственно, и «ночевал» муляж в шкафах разных гостиничных номеров.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website